Написать письмо
 6+
На главную ИННОВАЦИИ    в образовании
www.sinncom.ru

последнее обновление - 07.07.2020 г.  
Главная
Реформа образования
Диагностика учебных достижений школьников (Интернет–тестирование)
Публикации, интервью, исследования
Инновационные разработки, опыт, внедрение инноваций
Выставки, семинары, конференции
Конкурсы, гранты
Инновационное развитие образования
(в Ульяновской области)

Администрация портала
условия публикации



На пульсе Знания. Инновационный проект (Интернет-тестирование учебных достижений школьников)

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»

Межрегиональный сетевой проект «Профильное Троеборье «К вершинам профессии»


Официальный портал Единого государственного экзамена


Разработка программного обеспечения Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Образовательный портал Оренбуржья





МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«Cетевая модель автоматизированного внутришкольного мониторинга качества обучения на основе ИКТ»

«КАЧЕСТВО - ДОСТУПНОСТЬ - ОТКРЫТОСТЬ»

(миссия проекта)


МЕХАНИЗМ
реализации автоматизированного инструмента независимой диагностики качества учебных достижений обучаемых в системе образования

разработан по результатам апробации инновационного проекта «Модель общественно–
государственной оценки качества обучения как элемент РСОКО», объявленного Комитетом
по надзору и контролю в сфере образования Правительства Ульяновской области



Механизм реализации автоматизированного инструмента независимой диагностики качества учебных достижений обучаемых в системе образования (далее механизм) разработан в соответствии с проектом Минобрнауки России «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики до 2020 года», в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утверждённой президентом РФ Д.А.Медведевым. Механизм предназначен для использования в региональных системах оценки качества образования (РСОКО) в качестве технологического элемента общественно–профессионального оценивания качества учебных достижений обучаемых в общеобразовательных и профессиональных учреждениях образования.

Предлагаемый механизм является многоуровневой процедурой определения уровня учебных достижений обучаемых на основе независимых измерителей. Результаты, полученные при реализации процедуры, используются всеми участниками образовательного процесса в качестве исходной информации для определения соответствия качества предоставления образовательным учреждением образовательных услуг требованиям государственных образовательных стандартов.

При встраивании в РСОКО и использовании в конкретном регионе, данный механизм необходимо адаптировать под действующие в регионе структуры управления образованием, региональные и муниципальные нормативные документы и уставы образовательных учреждений и другие особенности региональной системы образования.

Цели и задачи:

  • Выстраивание принципиально новых взаимоотношений субъектов (органов) государственного и общественно–профессионального контроля качества в системе образования;
  • Обеспечение органов управления образованием всех уровней и заинтересованных субъектов исходной информацией об уровне учебных достижений обучаемых;
  • Создание инновационной автоматизированной системы организации контрольно–оценочных процедур в образовании на основе использования компьютерной техники, Интернет–ресурса, сетевого взаимодействия участников образовательного процесса.

Основные принципы механизма:

  • Использование многоуровневой системы оценки качества образования.
  • Использование тестовых технологий на всех уровнях системы оценки качества образования.
  • Декларирование качества предоставляемых образовательных услуг самим образовательным учреждением.
  • Создание в образовательном учреждении системы внутреннего аудита (внутришкольной диагностики) качества учебных достижений обучаемых на основе независимых измерителей в качестве первого (основного) уровня контроля.
  • Ответственность администрации образовательных учреждений за полноту и объективность проведения внутреннего аудита в образовательном учреждении.
  • Выполнение проверки объективности проведения внутреннего аудита методом выборочного тестирования обучаемых экспертами надзорных органов образования. При совпадении результатов выборочного тестирования с результатами внутришкольной диагностики результаты внутреннего аудита считаются достоверными и могут быть использованы всеми органами управления образованием различных уровней в качестве исходной информации для проведения внешней экспертной оценки качества образования в ОУ.
  • Независимость оценочной диагностической процедуры на всех уровнях контроля.
  • Использование компьютерной техники, информационных технологий, Интернет–ресурса при осуществлении контрольно–оценочных процедур. Сетевое взаимодействие участников образовательного процесса.
  • Открытость и доступность технологии контроля, участие в процессе контроля общественных и профессиональных структур.

Краткое описание механизма:

В основу механизма положен принцип четырёхуровневого контроля качества образования, каждый уровень которого обеспечивается применением независимых диагностических и контрольно–оценочных процедур учебных достижений обучаемых.

I уровень. (Внутришкольный контроль)
II уровень. (Муниципальный контроль)
III уровень. (Региональный контроль)
IV уровень. (Федеральный контроль)

На всех уровнях независимые диагностические процедуры реализуются посредством применения тестовых технологий. При этом на IV уровне применяется технология бланкового тестирования в форме ЕГЭ или ГИА, а на I, II и III уровнях с целью оперативности и снижения трудоёмкости оценочной процедуры, используется модель сетевого автоматизированного внутришкольного мониторинга качества обучения (АВМК).

Модель реализуется на новых принципах сетевого дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса. В качестве технологической платформы используется web–ресурс электронного издания Интернет–портала «Инновации в образовании»© (//sinncom.ru). Инструментальной основой технологии является автоматизированная тестовая система диагностики качества образования «ДиКОбраз»® (Патент РФ № 89741 от 17.07.2009) и тестовая программа УнТС «Дикобраз», зарегистрированная Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам ФГУ ФИПС РОСПАТЕНТ (Свидетельство об официальной регистрации №2007613067 от 18.07.2007). Диагностика выполняется методом безбумажного компьютерного тестирования с использованием технологии Интернет–тестирования в компьютерном классе самой школы или в любой региональной лаборатории компьютерной диагностики. Компьютерные тесты формируются программным способом из тестовых заданий единой компьютерной тестовой базы, составленной и актуализируемой методистами межрегионального сетевого объединения общественных методистов (СООМ) по материалам открытого сегмента Федерального банка экзаменационных материалов.

При проведении диагностических процедур I, II или III уровней контроля, по решению ответственных исполнителей могут применяться иные оценочные технологии и измерители. При этом выбранные средства контроля должны обеспечивать условия независимости оценочной процедуры описываемого механизма.

I уровень. (Внутришкольный контроль)
Автоматизированный внутришкольный мониторинг качества (АВМК)

Образовательное учреждение (ОУ) самостоятельно по своему графику (матрице мониторинга) обеспечивает организацию системного внутреннего аудита (внутришкольной независимой диагностики) качества учебных достижений обучаемых на основе независимых измерителей. Форму проведения и инструмент независимой диагностики для целей аудита ОУ выбирает самостоятельно. При этом если выбранный инструмент и измерители отличаются от предложенных, они должны обеспечивать условия независимости диагностической процедуры настоящего механизма. Результаты проведенной диагностики анализируются, выявляется соответствие полученных результатов требованиям государственных образовательных стандартов, делаются выводы об эффективности обучения и, при необходимости, проводится своевременная коррекция учебного процесса. Ответственность за эффективность I уровня контроля в целом, а также за полноту и объективность диагностики несёт администрация ОУ.

Результаты диагностики, аналитические материалы с выводами об эффективности обучения и управленческие решения о проведении корректирующих мероприятий предоставляются администрацией ОУ инспектирующим органам при проведении последующих уровней контроля (внешних проверках), которые по решению соответствующего инспектирующего органа могут быть использованы в качестве исходной информации для проведения внешней экспертной оценки качества образования в ОУ.

В малокомплектных школах организацию АВМК обеспечивают муниципальные органы управления образованием (МОУО) на базе опорных школ муниципалитета или муниципальных лабораторий качества.

II уровень. (Муниципальный контроль)
Муниципальный контроль качества образования

Муниципальные органы управления образованием (МОУО) осуществляют мониторинг за соблюдением законодательства в части соответствия качества образования требованиям государственных образовательных стандартов, условий их достижения в муниципальных ОУ и наблюдение за развитием системы образования в муниципалитете.

В малокомплектных школах МОУО обеспечивает организацию I уровня контроля.

МОУО действует в рамках своих полномочий, в соответствии с действующим законодательством, муниципальными нормативными документами и уставами образовательных учреждений.

При тестировании используются единые стандартизированные тесты для всех ОУ в зависимости от времени и цели контроля.

Результаты I уровня контроля, адекватность которых подтверждается выборочными проверками по решению муниципального органа, используются МОУО при мониторинговых исследованиях качества образования в муниципалитете, признаются в качестве результата муниципального контроля.

III уровень. (Региональный контроль)
Региональный контроль качества образования (РККО)

Реализация государственной функции контроля качества образования (РККО) в регионе выполняется региональным контрольно–надзорным органом за соблюдением законодательства в сфере образования. (В случае отсутствия в регионе данной структуры, эту функция выполняет соответствующее подразделение регионального министерства образования).

При реализации государственной функции РККО осуществляется систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния соблюдения образовательными организациями обязательных требований государственных стандартов, экспертная оценка уровня учебных достижений учащихся при процедурах государственной аккредитации, процедурах контроля качества и внеплановых инспекционных проверках.

В рамках реализации своих полномочий контрольно–надзорный орган определяет уровень качества учебных достижений обучаемых в ОУ посредством проведения независимых контрольно–оценочных процедур. В случае наличия в ОУ действующей системы контроля качества I–го уровня, надзорным органом применяется процедура выборочных проверок, которая устанавливает эффективность и объективность в ОУ внутренней системы аудита качества. При этом по решению надзорного органа результаты АВМК, адекватность которых подтверждена выборочными проверками, признаются в качестве исходной информации для проведения внешней экспертной оценки качества образования в ОУ.

Инструментарий для проведения независимых контрольно–оценочных процедур, объём проведения контрольно–оценочных процедур, выборочных проверок и единые региональные критерии оценивания результатов определяет региональный надзорный орган.

IV уровень. (Федеральный контроль)
Государственная итоговая аттестация выпускников

Государственная итоговая аттестация выпускников осуществляется централизованно в форме ЕГЭ и ГИА Федеральной службой по надзору и контролю в сфере образования совместно с региональным министерством образования в соответствии с действующим законодательством.

Условия независимости оценочной процедуры:

При осуществлении тестирования на всех уровнях контроля качества должны выполняться условия независимости выбранных измерителей и оценочных процедур в целом. При проведении ЕГЭ и ГИА (IV уровень) независимость измерителей и процедуры аттестации обеспечивается действующими федеральными положениями о проведении итоговой государственной аттестации выпускников. При реализации I, II и Ш уровней контроля качества настоящего механизма должны быть обеспечены следующие условия независимости диагностических процедур и измерителей:

  • Контрольно–измерительные материалы (КИМы), используемые для диагностики в виде тестов, формируются из единой (централизованной) базы тестовых заданий программным способом методом случайных выборок и имеют достаточную вариативность. Учителя образовательного учреждения не участвуют в формировании контрольных тестов.
  • Единая (централизованная) база тестовых заданий контрольно–измерительных материалов, используемых для диагностики, комплектуется на региональном или межрегиональном уровне учителями–методистами независимой общественной структуры, например, межрегиональным сетевым объединением общественных методистов (СООМ) из открытого сегмента Федерального банка экзаменационных материалов, открытых источников и литературы, рекомендованной МОН РФ к использованию в учебном процессе. Образовательные учреждения имеют право участвовать в комплектовании единого банка тестовых заданий в соответствии с технологией СООМ путём делегирования своих лучших педагогов для работы в общественном объединении.
  • Проверка результатов выполнения тестов обеспечивается сторонней организацией машинным способом без участия педагогов, администрации ОУ и иных заинтересованных лиц.
  • В качестве критерия для сопоставительной оценки уровня учебных достижений обучаемых в регионе результат выполнения теста оценивается процентом выполнения тестового задания «ТЕСТОВЫЙ ПРОЦЕНТ» или «УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ».
  • В качестве критерия при диагностических процедурах может использоваться показатель степени обученности учащихся (СОУ), при этом для сопоставительной оценки применяется единая сопоставительная шкала оценки. Данная шкала устанавливается региональным органом, осуществляющим государственный контроль качества образования, на определённый период времени и в дальнейшем может корректироваться.
  • Результаты диагностики оформляются в виде аналитических материалов по установленным региональным надзорным органом единым формам.

Нормативная база:

  • 1. ISO 9000 – серия международных стандартов ISO, которые применяются при организации системы управления качеством.
  • 2. Проект современной модели Российского образования для инновационной экономики до 2020 года.
  • 3. Федеральный закон «Об образовании» .
  • 4. Положение об АВМК и организации внутреннего аудита качества образования.
  • 5. Федеральный закон № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении Государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года.
  • 6. Федеральный закон N 17–ФЗ от 9 февраля 2007 года «О внесении изменений в закон российской федерации «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» .
  • 7. Федеральный закон № 94–ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» .
  • 8. Федеральный закон № 218–ФЗ от 24.07.2007.
  • 9. Типовая модель РСОКО.

Характеристика четырёхуровневого механизма реализации автоматизированного инструмента независимой диагностики качества учебных достижений обучаемых в системе образования

Уровень Цели Задачи Исполнитель Измерители
I. (Внутришкольный контроль)

Автоматизированный внутришкольный мониторинг качества (АВМК)
Создание системного внутреннего аудита (внутришкольной диагностики) качества учебных достижений учащихся на основе независимых измерителей и эффективных информационных технологий 1.Оперативное выявление соответствия качества образования требованиям государственного образовательного стандарта в рамках реализуемой Образовательной программы по результатам тематического, рубежного и итогового тестирования.

2.Своевременное выявление пробелов, «западающих» тем и внесение соответствующих корректив в учебный процесс.

3.Построение рейтинговых внутришкольных показателей качества образования (по ступеням обучения, по классам, по предметам, по учителям, по учащимся внутри классов внутри каждой ступени)

4. Использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся, выявления одаренных детей и т.д.

5. Использование полученных результатов для определения качества работы педагогов при распределении стимулирующей части оплаты труда в условиях НСОТ
Администрация и учителя ОУ.

Муниципальные органы управления образованием (МОУО) в малокомплектных школах.
Компьютерные тесты, формируются программным способом из единой базы тестовых заданий, комплектуемой методистами независимой общественной структуры из открытого сегмента ФБЭМ

Тематика тестов определяется образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с рекомендациями надзорных органов.

Средства автоматизации контроля и программный инструмент выбирается ОУ самостоятельно. При этом выбранный инструмент должен обеспечивать условия независимости контроля настоящего механизма.
II. (Муниципальный контроль)

Муниципальный контроль качества образования
Мониторинг за соблюдением законодательства в части соответствия качества образования требованиям государственных образовательных стандартов, условий их достижения и наблюдение за развитием системы образования в муниципалитете.

В малокомплектных школах МОУО обеспечивает организацию I ступени контроля
1. Выявление качества выполнения государственного образовательного стандарта по результатам планового тестирования

2.Выявление уровня подготовки выпускников и ОУ к ГИА по результатам репетиционного тестирования
Муниципальные органы управления образованием (МОУО) Компьютерные тесты, формируются программным способом методом случайных выборок из единой базы тестовых заданий, комплектуемой методистами независимой общественной структуры из открытого сегмента ФБЭМ

Тематика тестов и вид контроля определяется надзорным органом. План теста может быть сформирован надзорным органом.

Средства автоматизации контроля и программный инструмент выбирает надзорный орган. Выбранный инструмент должен обеспечивать условия независимости контроля настоящего механизма
III. (Региональный контроль)

Региональный контроль качества образования (РККО)
Реализация государственной функции контроля качества образования в регионе 1. Проверка наличия, эффективности и объективности в ОУ внутренней системы аудита качества (I ступени)

2. Экспертная оценка уровня учебных достижений обучаемых при процедурах государственной аккредитации и контроля качества образования.

3. Мониторинг готовности ОУ к государственной итоговой аттестации
Комитет по надзору и контролю в сфере образования региона или иной орган, осуществляющий в регионе надзорные функции в соответствии с законодательством.
IV. (Федеральный контроль)

Государственная итоговая аттестация выпускников (ЕГЭ и ГИА)
Реализация государственной функции контроля качества образования (ККО) на федеральном уровне Определяются действующим законодательством, федеральными и региональными нормативными документами Федеральная служба по надзору и контролю в сфере образования совместно с региональным министерством образования Единые КИМ ФБЭМ
Авторские права охраняются.
Воспроизведение материалов или их частей в любом виде без письменного разрешения запрещено!
© 2005-2020, Интернет-портал «Инновации в образовании»,
  info@sinncom.ru